• »
  • »
  • Земельный надзор это одна из основных функций Росреестра по выявлению нарушений

Земельный надзор это одна из основных функций Росреестра по выявлению нарушений

Одной из основных функций Управления является осуществление государственного земельного надзора, в число задач которого входит выявление нарушений в сфере земельного законодательства и обеспечение их устранения.

Если говорить о конкретных цифрах, то Управлением Росреестра по ЯНАО в 2014 году проведено 495 проверок соблюдения земельного законодательства, по их результатам выявлено 492 нарушений. В итоге к административной ответственности привлечено 365 лиц, что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Основные нарушения земельного законодательства в регионе

Основным видом административного правонарушения в области землепользования на Ямале продолжает оставаться самовольное занятие земельного участка или использование участка без правоустанавливающих документов на землю. Например, это балочная тема, начавшаяся в период масштабного промышленного освоения Крайнего Севера, когда был жесткий спрос за тонны добычи нефти и газа, а о комфорте думали в последнюю очередь. Проблема балков на Севере остается – временное пребывание и проживание граждан, высокие цены на квартиры. Ситуации бывают разные, но есть примеры, когда суд принимал положительное для граждан решение.

Есть в практике Росреестра случаи, когда ведомство составляло протокол за неисполнение предписания об освобождении земельного участка, а суд вынес решение к ответственности не привлекать в связи со сложной ситуацией – многодетной семье некуда было выселяться. Еще пример, когда муниципалитет подал в суд за незаконное проживание на земельном участке на другую семью, после судебных разбирательств было вынесено решение признать балок жилым домом и передать в ведение муниципалитета. И теперь семья живет на законных основаниях – по договору социального найма.

Также в округе распространены случаи, когда владельцы небольших наделов сознательно или в силу различных обстоятельств самовольно расширяют свои земельные границы. Постепенно происходит «освоение», «захват» соседних территорий. Отсюда возникают конфликты между соседями, либо, если нет соседей, то появляется страх судебных или административных разборок.

Еще нарушением в округе становится использование земель не по целевому назначению. В реальности, вместо указанного в документе способа её использования, ведется другая деятельность. Например, широкую огласку получило в свое время дело об использовании земельного участка в поселке Харп. Официальное разрешение выдавалось под размещение фруктохранилища, а в реальности земельный участок использовался для дробления хромитовой руды. Виновные лица были привлечены Росреестром к административной ответственности, в дальнейшем они прекратили свою хозяйственную деятельность на данном участке.

Росреестр предупреждает!

Штрафы за нарушение земельного законодательства повышены в десятки раз!

20 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 08.03.2015 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому предусмотрено увеличение административных штрафов, а также новый порядок исчисления их размеров за нарушения земельного законодательства.

Ранее размеры штрафов за нарушение земельного законодательства не менялись более пяти лет и в определении размеров штрафов не учитывались индивидуальные особенности участка земли, например, его площадь, категория, кадастровая стоимость, что привело к многочисленным нарушениям. Землепользователям проще и дешевле было периодически оплачивать незначительные штрафы за неисполнение предписания об устранении нарушений, чем устранить таковое.

Теперь за самовольное занятие участка или части участка, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, установлен штраф на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

Для сравнения напомним, что до внесения изменений в земельное законодательство за подобное нарушение штраф для граждан составлял от 500 до 1000 рублей, для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Предусмотрен штраф также за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по проведению земель в состояние, пригодное для использования по такому назначению, который исчисляется в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не менее 10 тысяч рублей, вместо предусмотренного ранее штрафа от 1 до 1,5 тысяч рублей. Для юридических лиц вместо штрафа от 40 до 50 тысяч рублей санкции составят от 1,5 до 2% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 тысяч рублей. На должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.

Итак, у вас, так называемый, самозахват земельного участка.

Речь идет о прибавлении с виду «ничьих» и вроде никем не занятых небольших территорий и уже используемых по-факту. Сразу оговорим, «ничьих» земельных участков не бывает. Любой участок, даже если по внешним признакам не используется, и на нём нет никаких построек, и, возможно, находится в собственности или граждан, или компаний, предприятий, или садоводств, или является собственностью муниципалитета или государства. Участки, которые в частной собственности, прирезать к своему нельзя. А вот с муниципалитетом или государством измененный недавно закон позволяет решить вопрос, если данный кусок земли не зарезервирован под дальнейшие или существующие задачи.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ, В КОТОРЫЙ БЫЛА ВНЕСЕНА ЦЕЛАЯ ГЛАВА 5.4 «ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ», ПОЛНОСТЬЮ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ПРИРЕЗОК», ГЛАСИТ, ЧТО "ПРИРЕЗКОЙ” ЗЕМЛИ ТЕПЕРЬ МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ - ТЕ, НАПОМНИМ ЕЩЁ РАЗ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКАМИ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА, ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ИЛИ ДАЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, САДОВОДСТВА ИЛИ ОГОРОДНИЧЕСТВА.

«Прирезка», то есть увеличение площади земельного участка, над зафиксированной в правоустанавливающих документах, в соответствии с фактически используемой, теперь называется «перераспределением земельных участков».

Самовольное же использование не своей земли остаётся “дамокловым мечом” для любого собственника, которому рано или поздно придётся или освободить незаконно занятую территорию, снести постройки на ней, получив соответствующие предписания, или вовремя заняться решением проблемы.

Что же делать и как быть в такой ситуации?

Приступить к решению задачи о присоединении участка можно только в том случае, если произведено межевание, определены границы, площадь и участок стоит на кадастровом учёте.

Перераспределение (приреза к земельному участку) оформляется путем заключения Соглашения о перераспределении земельных участков, которое заключается между собственником прирезанной территории (муниципалитетом или региональным правительством, или представителем РФ, если это федеральная собственность) и собственником земельного участка, который намерен увеличить свою земельную площадь. Для подготовки соглашения требуется подать заявление в администрацию с приложением пакета документов с указанием всех сведений об участке и о себе. Срок рассмотрения заявления 30 дней. Если принято положительное решение перераспределения земельных участков, далее потребуется поставить участок с прирезкой на кадастровый учёт, выполнив перед этим межевые работы. Полученный кадастровый паспорт нужно предъявить в администрацию и подписать с нею подготовленный администрацией проект Соглашения о перераспределении земельных участков. Подписание соглашения и оплата за “прирезку” должно пройти не позднее 30 дней со дня получения проекта, в котором будет указана, в частности, и стоимость прирезаемого участка.

Нужно быть готовыми к тому, что предоставление участка земли, в том числе и некоторые процедуры по оформлению документов будет произведено на платной основе. Конечно, стоимость работ не маленькая, но оплата может быть поэтапной.

Сведения об определенном участке земли, например, владельце и оценке, можно бесплатно посмотреть или на сайте www.rosreestr.ru или во вкладке «Публичная кадастровая карта".

 

Новости

05.04.2017
В «личном кабинете» на сайте Росреестра можно получить «ключ доступа» к информационной системе ведения ЕГРН
Читать...

05.04.2017
В «личном кабинете» на сайте Росреестра можно получить «ключ доступа» к информационной системе ведения ЕГРН
Читать...

14.03.2017
Через сайт Росреестра можно подать документы на регистрацию прав и кадастровый учет одновременно
Читать...

14.03.2017
Только половина земельных участков в России имеет установленные границы
Читать...

01.03.2017
На сайте Росреестра доступны новые электронные сервисы
Читать...

26.02.2017
Земельный надзор это одна из основных функций Росреестра по осуществлению государственного земельного надзора
Читать...

26.02.2017
На 51% выросла сумма взысканных Росреестром штрафов за нарушения земельного законодательства в 2016 году
Читать...

24.02.2017
Свидетельства о государственной регистрации права собственности могут вернуть россиянам
Читать...

21.02.2017
Росреестр рассмотрел около 3 млн заявлений о регистрации прав и кадастровом учете
Читать...

16.02.2017
В Москве открыты дополнительные окна приема документов на регистрацию прав по экстерриториальному принципу
Читать...